Наверное, вы не раз наблюдали картину того, как один человек втирал другому что-то вроде: «Ты ничего не понимаешь! Оригинальный Fallout был шикарным, с кучей выборов и путей прохождения, а Fallout 4 — дешевая поделка! Ты вообще в первую часть играл? Нет? Ну так иди пройди, а потом лезь в наш монастырь!». Слова и игры, приведенные в пример, могут свободно меняться, но суть останется той же — если человек не играл в нечто многолетней давности, то его мнение внезапно становится менее ценным, чем мнение «более опытного» собеседника.

Как можно измерить профессионализм игрока? Когда его мнение ценно? Все ведь согласятся что читать «аналитику» от неофита неинтересно — ну, только если не в целях юмористических. А почему? Потому что он не способен в полной мере оценить отсылки к другим произведениям, заимствования или откровенный плагиат.

pong

Безусловно, культурный багаж довольно важен для понимания предмета спора и обоснованного мнения, но где же заканчивается линия олдфажества и начинаются новички? Эпоха PlayStation 1? SNES? NES? А может нужно обязательно в Pong поиграть, дабы иметь право оценивать Grand Theft Auto 5?

Игровому сообщество в этом смысле еще везет. История гейминга как массового явления довольно занимает всего лет 30, и многие из нас были на этом пути от теоретического начала и до самого сегодня. Но что потом? Что будет лет этак через тридцать? Ведь через столько лет такие шикарные в свое время игры, как System Shock 2 или Mario 64, будут казаться такой же примитивной фигней, как нам самим кажется какой-нибудь Galaxian.

galaxian5

Забавно, что сами олдфаги обычно предметы своего обожания — старые игры — помнят и воспринимают неадекватно. Но не обижайтесь, господа олдфаги, это общечеловеческая проблема. Помните фразу «раньше трава была зеленее«? Все именно так и обстоит. Человеческий мозг не в состоянии помнить старые воспоминания со всей полнотой деталей, поэтому хорошая, наполненная впечатлениями память нам кажется более яркой, чем то было на самом деле.

Попробуйте вспомнить что-то из своего детства. Если вы не редкий человек с эйдетической памятью (тогда я вам завидую лютой завистью и испытываю равноценное сожаление), то с большой вероятностью у вас в голове всплывет что-то приятное. Плохое тоже способно отложиться в памяти на многие года, но как говорится «время лечит», поэтому человек куда чаще забывает плохое, нежели истинно хорошее.

Lifespan_Retrieval_Curve

В случае с видеоиграми все еще сильней осложняется тем, что большинство из нас начали играть и выбрали любимые игры в возрасте 15-25 лет, и воспоминания именно этого периода в жизни обычно самые яркие. Данное явление называют Reminiscence bump — тенденция взрослых людей иметь куда более яркие воспоминания о подростковом и раннем взрослом периоде их жизни. Периоде, во время которого вы окончательно сформировались как личность, и осознали свои вкусы и цели в жизни.

Так же от олдфагов бывают претензии рода «раньше игры были интереснее, а теперь press X to Jason«. Это не совсем так. Возьмем например дизайн уровней — в девяностых было круто: лабиринты, секреты, альтернативные пути. Но перенесите такой уровень в «сегодня» и у вас сразу посыпятся претензии «почему уровень весь из коридоров одинаковых состоит? Почему нет катсцен? Почему-почему-почему?!». А в конце концов вы смачно влепите надгробие со финальным «Говно!». И в какой-то мере будет справедливо. Просто потому что уровни сейчас дизайнят иначе, с прицелом на получение игроком как можно больше удовольствия в равномерно распределенной по уровню концентрации. А раньше — игрок развлекал себя сам по большей части.

Игры, как и любое другое медиа, эволюционировали, куклы в роли монстров превратились в многомиллионные CG-эффекты, а пара спрайтов и десяток полигонов — в огромные открытые пространства и постановку сцен под стать фильмам.

Еще одно качество олдфагов — они не станут жрать старое-новое. Дай им любимую ретро игру — они пройдут её даже в сотый раз с удовольствием. Дайте того же самого по сути, но обработанного под запросы времени и избавленного от всякой THAC0 шелухи — и они будут плеваться. Почему? Потому что ну не хочется им преодолевать ради чего-то, что не подкреплено ностальгией.

На чувстве эксплуатации этой самой ностальгии и поднялась в последние годы волна пикселявых инди-проектов, да такая, что волны захлестывают все и вся, и даже самые застарелые олдфаги признают, что их ну слишком много. Хотя по идее это ровно то самое, что люди любили в детстве. Обожал Фоллаут? На тебе Wasteland 2. Любил Mario? В стиме десятки платформеров, частенько с буквально самоубийственной сложностью. И я даже не буду вспоминать про игры rogue жанра, которых так много что просто пиздец. Больше только всяких выживалок в раннем доступе.

Вернемся к взятому в пример Fallout 4. Олдфаги ставят игре в вину попранные устои серии. В чем-то это конечно верно. Диалоговая система упрощена практически в ноль, атмосфера тоже иная, даже по лору идут противоречия — но однако ж играть интересно. И это все, что важно для большинства игроков. А Великие Старые Игры… ну, они создали из вас того, кто вы есть. Их можно вспоминать с теплотой в душе, но и как ваше детство — они никогда не вернутся.

Я не могу помнить все книги, что прочел, так же как я не могу помнить всю еду, что когда-либо съел. Однако это они создали меня.

(“I cannot remember the books I’ve read any more than the meals I have eaten; even so, they have made me.” ~ Ralph Waldo Emerson)

P.S. Пост был большей частью набросан в черновик еще в ноябре, и как следствие выглядит словно куча кое как собранных воедино слов. Потому что таковой и является. Попытки привести текст в нормальный вид потерпели epic fail.