Пару дней назад огласили цену Окулуса и честно говоря — я был в шоке. Все же 600 баксов это довольно много, даже без учета апокалиптический российских реалий с рублем. Собственно цена и стала последним гвоздем в гроб моей веры в успех Окулуса. Первым были системные требования, выдвигаемые к ПК достаточно мощному для того чтобы с уверенностью держать 90 fps в играх, а то и больше. Помните ту довольно-таки топовую машину?

Video Card NVIDIA GTX 970 / AMD R9 290 equivalent or greater
CPU Intel i5-4590 equivalent or greater
Memory 8GB+ RAM
Video Output Compatible HDMI 1.3 video output
USB Ports 3x USB 3.0 ports plus 1x USB 2.0 port
OS Windows 7 SP1 64 bit or newer

Oculus-Rift-4

Нахрена столько портов USB? 3 штуки версии 3.0 — это очень дофига. Через такое количество шнуров можно прокачивать более 500 мегабайт в секунду! 500! Столько не каждый SSD способен принять и переварить не подавившись. Откуда вообще берется такое количество информации? Неужели Окулус способен такой массив генерировать? Ведь по сути там только небольшой экран на 2к, плюс с десяток датчиков. И не захлебнется ли CPU, прокачивая океан нулей и единиц туда-сюда, попутно занимаясь другими, не менее ресурсоемкими, занятиями? Например, ну я не знаю, играми!

NVIDIA GTX 970 в минималках тоже не очень радостная новость. Необходимость в настолько дорогой и мощной железке очень сильно урезает потенциальную аудиторию Окулуса. По статистике Стима людей с такими запчастями едва 7-8 процентов наберется. То есть если даже предположить, что в опросе учтен каждый пользователь из 150 миллионной аудитории Стима (в феврале прошлого года их было 125 миллионов) — это всего лишь около 12 миллионов ПК максимум! 12 миллионов компьютеров на весь рынок VR устройств. На практике это число и того меньше, да и не каждый владелец соответствующей видеокарты побежит приобретать себе очки виртуальной реальности.

Оглядываясь на это, становится отчетливо понятно почему Окулус не продает свои очки по цене ниже себестоимости, как это делают производители игровых консолей — деньги не отобьются. Мало того что рынок ужасно мал, так еще и эксклюзивных, первоклассных игр под Рифт вероятнее всего не будет. Издательства уровня Ubisoft или Square Enix не станут делать крутые ААА проекты заточенные чисто под VR (как минимум пока не наберется определенная аудитория геймеров с необходимым железом). Ведь это все равно что делать дорогой эксклюзив под Nintendo WiiU — никто в здравом уме на это не пойдет.

umiacs_aug_reality

Конечно, даже если виртуальная реальность в игровой индустрии провалится — это не значит что технологии просто исчезнут. Им можно найти множество применений, в той же медицине или инженерном деле. Просто это уже будет профессиональная необходимость, а не хотелка новой игрушки.

И что мы имеем в сухом остатке? Мизерную аудиторию, фрагментированность рынка под кучу разных шлемов, отсутствие по-настоящему крутых игр, высокую цену (конкуренты Окулуса скорее всего будут не дешевле, а то и дороже), невозможность постоянного использования и так далее. Как тут не поверишь в обреченность затеи.