Недавно я в твиттере поспорил насчет ведьмака и его боевки. Мой оппонент считал что в третьем ведьмаке боевая система — это калька с таковой в Assasin’s Creed. На что я возразил, что я не вижу там очень уж много похожего, да и вообще — придумать новую боевую систему — это вам не девушкам грудь массировать.

Всё упирается в ограничения органов управления, то есть геймпадов. Устоявшаяся форма известна всем — 2 пары шифтов, четыре кнопки, d-pad и два аналоговых стика. Совсем немного же, особенно учитывая что чем более богата на возможности игра, тем больше всевозможных комбинаций приходится придумывать. Шифт+кнопка, долгое удержание, нажатие на 2 стика одновременно, и так далее. Кнопок банально не хватает уже сейчас. А так как новых стандартов в геймпадостроении у нас на нынешнее поколение игровых консолей не предвидится — придется разработчикам обходиться тем, что есть. Ну, разве что новая консоль от Нинтендо нас опять чем-либо удивит, но даже это большого влияния не окажет.

Итак, мы имеем что имеем. И это фактически тупик. Игры так и будут ограничиваться 2 кнопками атаки (быстрая и сильная), или комбинацией атака\контратака (серия Batman: Arkham), плюс дополнительные устройства на шифтах. Как вы ни крутите, но вам нужно выделить кнопку под действия (открыть\закрыть\поговорить), кнопку под прыжок (потому что игры без прыжка в наше время — это нонсенс), уже озвученные выше кнопки под атаку\сильную атаку\защиту — и у нас уже закончили четыре основные. Далее шифты — прицеливание, выстрел, бег\перекат, всяческие детективные зрения, комбинации с основными кнопками и прочая дребедень, на крестовине — быстрый выбор оружия\предметов или меню, на стиках — понятно что…

Вы можете возразить, что вон в Dark Souls боевка задействует куда больше кнопок. Ну так там кроме боев ничего и нет в игре. Узкая специализация раскладки геймпада там оправдана на все 100%.

Но всё, нет у нас больше свободного места на геймпаде. Хоть вы в лепешку расшибитесь — что-то новое в этой области придумать будет если невозможно, то очень сложно. И с этим мало что можно поделать, потому что мультиплатформа правит бал, потому что если один из пары Microsoft\Sony изменит правила игры — это аукнется последствиями.

Допустим прошло лет восемь и вышла PlayStation 5, на геймпаде которой, к примеру, будет не четыре, а все шесть основных кнопок. MS может и не последовать её примеру, опасаясь иска за нарушение патента или еще какой бизнес-херни. А может Sega возьмет и скажет «Эй, Сони, вообще-то у меня на геймпадах к Genesis\Mega Drive II было шесть кнопок! А ну давай плати, каналья!». Тут и возникнет проблема совместимости, когда созданную под ПС5 игру будет куда сложнее портировать на (XboxTwo? Xbox 3000? в общем на новый бокс).

И это я не касался вопроса эргономики, ведь больше органов управления означает большее количество прикладываемых умственных усилий (да, чтобы принять нужное решение, передвинуть палец и нажать кнопочку вам нужно затратить какой-то процент мощности CPU у вас в черепушке), возросшее количество движений пальцами (а как следствие — ускоренное утомление кистей рук),  возможные проблемы по части комфорта для людей с большими\маленькими пальцами\руками и так далее.

И что со всем этим делать непонятно. Видимо мы так и будем ограничиваться «боевкой Assasin’s Creed» пока не выйдет нечто принципиально новое. Например, управление персонажем мыслями. MGR: Revengeance заиграл бы новыми красками 🙂